Придется ли посредникам на рынке недвижимости «затянуть пояса»?
С начала лета один за другим вступают в законную силу законодательные нормативы, регламентирующие отношения на рынке недвижимости. Народ еще не успел привыкнуть к изменениям относительно оценки недвижимого имущества (согласно которым оценщик должен, сдав предварительно экзамены, получить сертификат субъекта оценочной деятельности по профилю: «оценка для целей налогообложения»), как законодатель решил «взяться» за упорядочение деятельности посредников на рынке недвижимости.
На сегодняшний день практически ни одна операция по отчуждению имущества не обходится без риэлторской помощи. И не потому, что без их профессиональных навыков гражданин не может самостоятельно приобрести, снять, продать недвижимость: просто любой объект быстро «перехватывается» на пути от продавца к покупателю, при этом цены заметно возрастают. Да и реализатору либо арендодателю гораздо легче переложить действия по поиску клиентов на посредника, поскольку этот процесс достаточно длительный, причем плата за эти услуги впоследствии ложится на покупателя или арендатора. Так что владелец, в принципе, не несет никаких затрат. Очень часто, помимо основной риэлторской комиссии за свои услуги, размер которой порой доходит до абсурдно завышенного, с покупателя еще взимаются все затраты по документальному оформлению имущества.
С момента подорожания недвижимости количество агентств выросло в разы: желающих заработать легкие и быстрые деньги все больше. А вот контроля над деятельностью агентств и маклеров не было. Также не был до сих пор выработан механизм санкционирования операций с недвижимостью. В результате цены на жилье и прочие объекты искусственно и безнаказанно завышались, а гражданам было крайне трудно обжаловать действия посредников, поскольку четких правовых критериев для данного вида посреднических услуг не существует. А в правовом поле действует общий закон: «что прямо не запрещено законом - то разрешено».
С целью регулирования рынка недвижимости законодатель активно взялся за разработку нормативно-правовых актов для введения риэлторской деятельности в «рамки закона». Так, в августе 2013 года, года был официально обнародован законопроект «Об особенностях осуществления риэлторской деятельности».
В нем предусмотрен целый ряд ограничений и требований, предъявляемых как к самим агентствам и их сотрудникам, так и к порядку осуществления их деятельности.
Так, например, теперь, чтобы получить сертификат на право заниматься риэлторской деятельностью, необходимо сдать квалификационный экзамен или иметь диплом о высшем образовании по специальности. Осуществление вышеуказанной деятельности без сертификата запрещается. Полномочия по сертификации возлагаются на Риэлторскую палату Украины. Однако приведет ли введенное квалификационное требование к улучшению качества предоставляемых услуг - вопрос спорный. Управляющий партнер ведущей юридический фирмы «Гвоздий и Оберкович» в своих комментариях для издания «Корреспондент» высказал мнение о том, что принятие подобных норм скорее приведет к тенизации риэлторского бизнеса. Услуги будут предоставляться неофициально и эффективной правовой защиты потребители услуг получить не смогут. Тем не менее, существует и противоположная точка зрения: приживется ли сертификация посредников в разрезе украинского рынка недвижимости - зависит от потребителя. Ведь законы экономики никто не отменял, спрос рождает предложение, и если граждане будут обращаться к услугам только тех специалистов, которые должным образом сертифицированы, то тогда все теневые структуры данного вида бизнеса отпадут со временем как ненужный элемент. Данный факт будет свидетельствовать о легитимности вносимых изменений, а также о возрастании уровня правосознания населения.
Еще одним болезненным вопросом для конечного потребителя является сумма, взимаемая агентствами за свои услуги.
На сегодняшний день не существует верхнего порога, что приводит к искусственному завышению цен в данном сегменте. Так, например, риэлторский процент порой достигает 10 процентов от реальной стоимости сделки, что абсолютно не соответствует стандартам, действующим в странах с рыночной экономикой. С одной лишь минимальной сделки купли-продажи риэлтор получает не менее 8 тысяч гривен, что практически в семь раз превышает уровень минимальной заработной платы. Таким образом, можно смело утверждать, что отсутствие регуляторной политики в данной сфере приводит к удорожанию недвижимости и делает приобретение ее среднестатистическим гражданином невозможной. В представленном законопроекте делается значительный акцент на данном аспекте деятельности. Согласно его предписаниям, максимальный размер оплаты услуг не может превышать трех процентов стоимости недвижимого имущества, указанного в сделке. В денежном выражении эта сумма будет в разы меньше чем в настоящий момент, и, соответственно, не устраивает большинство предпринимателей данной сферы. Естественно, что законопроект вызвал шквал негодования со стороны предпринимателей сферы недвижимости. В претензионном письме Украинской гильдии риэлторов Министерству экономического развития и торговли Украины первая указала, что «по нашему мнению принятие данного закона парализует работу риэлторов на рынке недвижимости, приведет к появлению нелегальных и теневых риэлторских услуг, возникновению угрозы создания коррупционных схем и механизмов, созданию коррупционного поля в регулировании рынка, вместо создания цивилизованного рынка недвижимости». Кроме того, УГР высказала мнение, что риэлторская деятельность уже достаточно урегулирована общими актами действующего законодательства, касающихся предпринимательства. Переводя на язык обывателя, агентства недвижимости уже придумали лазейки для того, чтоб этот закон обойти с помощью подкупа и других рычагов давления. И явно прибегнут к ним в случае, если условия законов найдут поддержку у законодателя.
Примет ли Рада закон в таком виде, в каком он представлен на сегодняшний день - неясно. Однако его непринятие будет ясно свидетельствовать о серьезном отступлении от интересов простого гражданина.
Источник Еженедельник «Слово»